Статья в журнале Индустрия спорта

ГЕОГРАФИЯ НАШИХ ПОСТАВОК — ПРАКТИЧЕСКИ ВСЯ РОССИЯ

В олимпийском Пхенчхане-2018 года и на Чемпионате мира в Зеефельде минувшей зимой вся страна следила за успехом российских лыжников. И наша сборная порадовала своих болельщиков, завоевав большое количество медалей разного уровня. В эту победу вложен труд огромного количества людей: тренеров, сервис-бригад и людей, посвятивших жизнь совершенствованию инфраструктуры для занятия лыжным спортом. В их числе – представители компании ПКБ «Ski-ma». Эта компания занимается разработкой и производством оборудования для подготовки лыжных трасс. Сегодня мы беседуем с руководителем компании Валентином Пыховым.

http://ski-ma.ru/wp-content/uploads/Валентин.jpg

 

— Валентин Юрьевич, сегодня оборудование, производимое компанией «Ski-ma» уже довольно хорошо известно специалистам. А с чего вы начинали?

— В начале 90-х годов в Челябинске существовала фирма, которая разрабатывала и выпускала первые в России ратраки. Через некоторое время Сергей Владимирович Фролов, ранее работающий в этой фирме, продолжил работать самостоятельно. Проектировал и выпускал горнолыжные подъемники, сушилки для инвентаря, активные минифрезы и другое спортивное оборудование.

Восемь лет назад одна из спортивных школ олимпийского резерва Челябинска предложила ему заняться подготовкой лыжных трасс для тренировок и соревнований. То оборудование, которое предоставила школа, оказалось неработоспособным. Сергей Владимирович начал разрабатывать новое. В результате и появился многофункциональный комплекс для подготовки лыжных трасс с разработанной методикой его применения.

Когда я увидел эффект работы этого оборудования, то у меня возник план по организации серийного выпуска. Я предложил Сергею Владимировичу объединить наши усилия и возможности. Так образовалось Производственно-Конструкторское Бюро «Ski-ma».

Была проделана большая работа по улучшению внешнего облика оборудования: изменили дизайн, подобрали цветовую гамму. Оно стало ярким, привлекательным и, что очень важно, заметным на снегу и запоминающимся. Для удобства эксплуатации, произвели изменения в конструкции. Создали сайт, сертифицировали оборудование и получили патент на изобретение. Разработали и зарегистрировали логотип компании.

С тех пор, мы стремимся донести до всех, кому это необходимо и может быть интересно, что такое оборудование существует и эффективно работает.

 — Существуют ли какие-то аналоги? С кем приходится конкурировать на рынке?

— Если говорить о российском рынке, то у нас продаётся в основном однотипное оборудование – это различные бороны и колёсные блоки. В большинстве своём, эти конструкции были разработаны ещё в 70-е годы прошлого века. Их чертежи давным-давно есть в интернете. И вот по этим лекалам, с некоторыми изменениями, его, в основном и делают. Но проблема состоит вот в чём. Произошло качественное изменение в конструкции лыжного инвентаря, в технике бега. Изменилась методика подготовки спортсменов. Это повлекло за собой повышение требований к лыжным трассам. Поэтому старые конструкции перестали удовлетворять заказчика.

В отличии от других производителей, мы сами постоянно занимаемся подготовкой лыжных трасс для тренировок и соревнований. Поэтому мы постоянно тестируем наше оборудование и технологию подготовки трасс в различных погодных условиях. «Работа в поле» даёт нам возможность постоянно совершенствоваться, делать наш комплекс более функциональным, удобным, надёжным. И в этом, мы считаем, наше большое преимущество.

Таким образом, мы производим оборудование, которое реально работает на трассе. Благодаря разработанной технологии, мы делаем высококачественные спортивно-тренировочные лыжные трассы, на которых с успехом тренируются и начинающие спортсмены, и мастера спорта, и призёры европейских соревнований, и олимпийские чемпионы.

— А если говорить о зарубежных аналогах?

— Есть конечно фирмы, выпускающие подобную продукцию. Хочется отметить следующее. Зарубежные аналоги значительно дороже нашего. И, хотя, с технической точки зрения, зарубежное оборудование более сложное и «навороченное», всё же наше выполняет больше задач. Оно более функционально и адаптировано к российским условиям эксплуатации.

— Какова география ваших клиентов? На сколько я знаю, ваше оборудование работает уже даже на Камчатке. Приобретают его не только для подготовки лыжных трасс, но и для гонок на собачьих упряжках.

— Я сейчас смотрю на карту, а на ней мы ставим флажочки в те места, куда мы отправляем наше оборудование. Центральная Россия – вся во флажках, а также Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Вологда, Кострома, Курск, Пенза… Весь Урал, само собой, Сибирь. А если смотреть на восток, то там действительно есть флажки и в Петропавловске-Камчатском, и во Владивостоке. То есть уже сегодня география наших поставок – практически вся Россия.

 — Одним из преимуществ вашего оборудования является то, что оно позволяет готовить трассы при различных погодных условиях.

— Тут можно выделить два ключевых момента. Один из них состоит в том, что основные наши заказчики работают на естественном снегу. Такой снег менее плотный и неоднородный по структуре чем искусственный. И выпадает снег в различных районах страны по-разному. Есть территории, где очень много снега и его надо постоянно уплотнять. А есть территории, где наоборот снега мало. И там главная задача – сохранить его.

Техническая подготовка трассы состоит из трёх основных этапов.

Первый – уплотнение снежной массы и создание условий для снегозадержания. Необходимо нарастить плотную основу трассы, скрывающую в своей массе различные естественные неровности: пни, ямы, бугры, овраги, камни и т.д.  для этой задачи и предназначены колёсные блоки Лиса-2 и Лиса-4. Подробнее про колесный блок KF-4

На втором этапе происходит фрезерование поверхности трассы, выравнивание её. Главная цель – получение ровной твёрдой поверхности, такого «стола» с «вельветообразным» рельефом.

А третий этап – формирование лыжной колеи для классического хода. Классическая трасса должна соответствовать спортивным нормативам и стандартам по геометрическим параметрам и по безопасности.

Для этих двух этапов предназначен резак «Урал».

Хочется отметить, что со всеми этими задачами наш комплекс оборудования справляется прекрасно. В некоторых случаях оно работает даже лучше, чем ратрак, который, хотя и является технической вершиной в каком-то смысле, но всё же эффективно работает в основном на глубоком снегу и не может применяться при малоснежье и на узких лесных трассах.

— А второй ключевой момент?

— Он состоит в том, что у нас есть ряд дополнительных преимуществ. Вот к примеру, давайте рассмотрим такую ситуацию. Когда весной солнце начинает интенсивно растапливать снег, когда температура становится повышенной и даже плюсовой, а ночью трасса подмерзает, то происходит следующее. Верхняя поверхность трассы превращается в лёд, корка льда на поверхности трассы блестит как зеркало. В таких условиях, повернуть лыжнику на спуске очень проблематично. Это даже опасно.

Что делать с трассой в такой ситуации? Ратрак может только перемолоть фрезой всю обледенелую трассу в пух. Но, во-первых, надо отрицательная температура и время для смерзания такой снежной массы. А, во-вторых, это приведёт к интенсивному таянию снега на трассе. То есть ратрак в такой ситуации бесполезен.

Наше оборудование действует по-другому. На укладчике «Урал» находится более 100 режущих кромок и при работе на обледенелой трассе, эти кромки используются для срезания ледяной корки на три-пять миллиметров. На поверхности образуется неглубокая насечка и мелкая фракция. Трасса становится эффективна для тренировок и безопасна. Мы не разрушаем основу трассы. Такое бережное отношение позволяет существенно продлить лыжный сезон.

А вот следующая ситуация. Весной при интенсивном солнце, основа трассы таит и становится тоньше. Появляются проталины. Ратрак и мини фреза своим ротором перемелят снег до земли, т.е. разрушат трассу. А на резаке для лыжных трасс «Урале» есть возможность быстро поднять режущие элементы и преодолеть такие участки без активного воздействия на поверхность.

Ещё один важный момент. При работе на естественных снегах, особенно в начальный период при малоснежье, есть большая вероятность «втыкания» режущих элементов в различные препятствия. Так вот, чтобы не поломать оборудование и буксирующий снегоход, на многофункциональном укладчике «УРАЛ» предусмотрено специальное устройство – предохранительная пластина, которая разрушается при определённой нагрузке.

Полезной особенностью является, и бесступенчатая регулировка глубины фрезерования, и технологическая транспортная площадка, и колёса для перемещения по не заснеженной поверхности и многое другое.

— Сейчас для подготовки трасс предлагают активные мини фрезы. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Знакомая нам тема. Это попытка создать альтернативу дорогому ратраку. Первый образец такой фрезы Сергей Владимирович сделал ещё в 2001 году. В процессе работы, у него получилось сделать работоспособную конструкцию. Но в данный момент мы их не производим. Дело в том, что выявились существенные ограничения по её применению.

— Какие ограничения?

Во-первых, чтобы эффективно работать по жёстким обледенелым трассам, двигатель фрезы должен обладать большой мощностью. И ротор должен вращаться с определённой частотой оборотов. На предлагаемых сейчас фрезах, эти параметры достигаются далеко не всегда. Не работают эти фрезы на льду. И насечку на обледенелой поверхности сделать не получится. Работать они могут только на снегах средней плотности.

Во-вторых, мини фреза буксируется снегоходом. А вес её приличный. Возникают проблемы с буксировкой по глубокому свежевыпавшему снегу. И если вы застряли, то откопать её и вытащить стоит большого труда.

В-третьих, при буксировке мини фрезы, сложно проходить крутые повороты и преодолевать затяжные подъёмы.

В-четвёртых, по своей конструкции мини фреза сложное устройство. Необходимы определённые навыки и знания при её эксплуатации.

В-пятых, такая мини фреза стоит значительно дороже полного комплекта нашего оборудования. И при этом она не может выполнить весь спектр задач, возникающих при подготовке лыжных трасс.

— То есть, вы хотите сказать, что ваше оборудование является наиболее оптимальным?

— Да. На данный момент мы выпускаем колёсные блоки Лиса-2, Лиса-4 и резаки «Урал» и «Уралец, продолжая совершенствовать нашу продукцию. Линейка нашего оборудования способна выполнить весь спектр задач для достижения качественной спортивно-соревновательной трассы.

— Какова динамика спроса на вашу продукцию? Он растёт?

— Рост действительно есть. Если смотреть по годам, то динамика продаж только положительная без каких-либо провалов. Уже начинает работать сарафанное радио. Наше оборудование приобрели некоторые известные комплексы и у нас очень много не только положительных отзывов, но  и, своего рода, пропагандистов, которые на своём опыте убедились в преимуществах нашей техники и теперь рассказывают о ней другим. Когда известные в спорте люди заявляют, что ни чего подобного в нашей стране купить невозможно, то это является для нас лучшей рекламой.