Подготовка лыжных трасс

Интервью с конструктором С.В. Фроловым о подготовке равнинных лыжных трасс

Мы производим линейку оборудования для подготовки лыжной трасс, не горнолыжных, а лыжных. Горнолыжные трассы – это тема совсем другая. Наше оборудование для подготовки равнинной, коньковой и классической лыжни. Подготовка начинается с первых снежинок.

Качество трассы, ее стойкость, длительность эксплуатации самой основы зависит от самого первого дня — нужно правильно сделать трассу. В данный момент, я не говорю о летней подготовке, конечно нужно готовить трассу и летом, и осенью. Мы говорим конкретно о зимней подготовке, когда выпадает снег, подразумевая, что межсезонная подготовка трассы проведена.

 

Несколько задач перед собой ставил при проектировании снего-уплотняющего оборудования:

1. Оборудование должно быть компактное, это очень важно, потому что мы работаем не на олимпийских трассах, не на стадионах.
2. Оно должно быть легкое, удобное и функциональное.
3. Для функциональности очень важна была – ширина колеса, здесь у меня 100 мм – это очень классно.
4. Очень важен профиль колеса

– А что за профиль?

По опыту определил, что сферический протектор великолепно работает. На нем нет бороздок, они прямые. Нет грунтозацепов (не нужно в данном случае в колесном блоке грунтозацепов). Если ставят колеса с протектором, снег налипает, не надо чтоб прилипало. Не нужен протектор, нужно чтоб просто прижимало, удавливало.
Также определил, что на колесах не должно быть подшипников, в этих колесах я ставлю зимой втулки. Осенью снимаю — нет износа, все идеально, выдерживает огромные нагрузки, никаких перекосов, ничего не замерзает, подшипники не ржавеют. Блоки стоят на улице, ржавчины нет, потому что не чему ржаветь.

 

 

— То есть колеса выбраны не случайно?

Специально искал такие колеса и от этого все пошло дальше.

— Я обратил внимание, что между колесами есть зазоры, это какой-то недостаток оборудования?

Наоборот, это преимущества оборудования, это специально осознано сделанная конструкция, именно должны быть зазоры. Почему, объясняю – ведь что такое снег? Очень многие не понимают, что такое снег, как он работает. Что нужно получить? Все хотят получить трассу, а как ее получить не понимают, нужно чтоб снег смерзся, слипся. Когда падает снег, что происходит? Пухлый снег, между ним зазоры, постепенно под действием температуры, воздуха он слеживается, ну неделя пройдет.

Первая задача снег уплотнить, из него надо выдавить воздух, при этом разрушается снежинка, кристалик и получается адгезия — не слипается. Создаем все условия, чтобы он смерзся, а трасса стала жесткой. Поэтому колесный блок идет с данным профилем, с заданным зазором, по пухлому снегу я даю возможность выдавиться снегу в данные промежутки, получается трение при выдавливании и создается великолепный профиль. Я прохожу, он мнется как тесто, переминается.

Почему я и считаю ошибкой использование «бочек». Ну что такое бочка, она работает как вал, накатывается и все, снег не переминается между собой. Поэтому зазор — это преимущество. Специально к этому подходил. Поэтому получается профиль эффективный для снегозадержания. Мы работаем колесным блоком, когда снегопады, первый снег. Подробнее о товаре

— То есть во время метели можно использовать?

Это нужно, самое главное, зачем боронить снег, если его просто нужно задержать на трассе.

В Казахстане, мы когда работали, там ветра, снег идет, ветер дует, все сметает, а мы проходим этими колесами, даже без груза и гребенки, просто катаешься-катаешься, круг делаю, тут же все замело, и мы накатываем такую подложку, что до апреля месяца катаемся.  В апреле уже нигде нет снега, все растаяло, а у нас еще можно кататься.

— Зачем вы устанавливаете груз на колесный блок? И какое количество груза можно установить?

Это тоже особенность моей разработки, заметьте легко снимается, это канистра наполненная водой. Без груза мы работаем в начальный период, когда нужно первый, мягкий снег укатать, не нужно давления, нужно выровнять трассу. Мы поднимаем гребенку и начинаем укатывать трассу. Когда образуется первая подложка, опускаем гребенку, кстати заметьте, создается (рельеф) — это важно для снегозадержания, идет снегопад, мы начинаем закатывать трассу, сюда засыпается снег и ветром его не выдувает. Это использовать очень удобно при создании подложки снегозадержание происходит.

А потом, когда опускаем гребенку, когда уже создали нормальную подложку и у нас получается вельвет, мы убираем эти гребешки и получается более мелкий слой, который очень удобен для конькового хода.

 

 

— Количество и вес груза определяется состоянием снежного покрова, какой снег? Какая температура и так далее?

Наполненные водой канистры одна-две — это для чего делается, зависит от состояния покрова, температуры, влажности снега, то есть оператор может регулировать давление данного финишера на снежную поверхность в зависимости от состояния снежного покрова. Увеличивать давление и улучшить проработку трасс, но в начальный период делать этого не нужно. Так как начинает загребать снег и получается отвал. Поэтому в начальный период используем колесный блок без финишера, потом с финишером, потом в зависимости от необходимости, нагружаем  финишер весом (канистрами) и получается проработка трассы.

Большое преимущество данного груза – эти канистры я снимаю и оставляю в лесу, не надо их с собой возить.Например, у нас на данный момент лыжная трасса находится дальше от базы, поэтому я оставляю их в лесу, вода замерзшая, ничего с ней не бывает, поэтому в снег бросаю, еду в легком состоянии. И еще, если нужно колесный блок куда-то переместить, перевезти, он очень легкий, без канистры легко справятся два человека, легко входит в «газель», ширина данной комплектации 1,6 м.

Бывают случаи, когда заехал в «пухляк» и забуксовал, снегоход не тянет. Что делать? Один оператор легко справится — снимает этот груз и поехал дальше, выехал из сугроба, загрузил груз и поехал дальше, снял-поставил. Более того, я видел в аналогах, там ставят бетонные блоки, прикручивают железки, не нужно. Канистра с водой идеальна, вода замерзла – вес остался, за ручку взял, бросил, не нужно возить с собой.

 

Желательно готовить лыжные трассы вечером, чтобы за ночь они выстоялись, тогда на утро получается очень жесткая основа, на которой можно проводить соревнования. Перейти в каталог товаров

Главная функция колесного блока уплотнять снег, первый снег, когда снегопады, гребенку потом уже начал делать, для заказчиков, которые экономили, и им не нужна трасса высокого качества (идеального), когда достаточно одного колесного блока. При опускании гребенки получается «вельвет», то есть измельчаем, делаем более мелкое состояние поверхности. Но вельветовый вариант как раз необходим для конькового хода, поверхность становится более гладкая и удобная.

Мы проводили соревнования на 1000 участников и очень жесткие трассы, после правильного проведения комплекса подготовки. Более того, если правильно сделать основу, с первых снежинок, здесь получается полметра твердого наста, он не тает, и ребята тренируются до последнего. 6 сезонов я готовлю трассу. У меня полметра твердого наста, до 15 апреля стоит трасса, он не тает. Ребята-спортсмены тренируются весь сезон, и даже говорят, мы уже все наелись, устали, надоело.

И просто ходить по нему удобнее?

Кстати, одна из функций колесного блока, тоже приобретали для санаториев, для накатки тропинок, потому что натоптать тропинку долго, не удобно, когда снег. Прошли колесным блоком, гребенкой и после смерзания снега хорошая тропинка готова.

Сколько времени нужно чтобы смерзся снег?

Это зависит от температуры, от состояния снег и т.д., по опыту подготовки горнолыжных трассы, готовят вечером, по их технологиям 2- 4 часа нужно. Вечером не катаются, и не разбивают трассы. Оптимально вечером подготовить трассу, утром идеальное покрытие.

А финишер или гребенка тоже подгружается? Для чего?

Это одна из функций подготовки трасс, гребенка по большому счету легкая, она прыгает, и когда мне нужен вельвет, я загружаю гребенку и она поехала, лучше уплотняет, выравнивает участки.

Прыгает зачем, может быть лучше закрепить, чтобы она плотно стояла?

Она должна описывать рельеф, трасса не может быть абсолютно ровная, конечно бывает, когда хорошо подготовленная трасса, поэтому гребенку подгружаем чтобы она не прыгала. Тут важна скорость, чем быстрее скорость, тем хуже проработка.

А какую скорость рекомендуете?

Рекомендую 10-15 км/ч оптимально, у ратрака скорость 25 км/ч с фрезой, не нужно гнать. Когда сильный снегопад и не нужна гребенка, нужно просто катать, можно быстрее, снег все равно уплотняется, разбивается.

Как часто нужно выводить колесный блок, чтобы иметь хорошую подложку?

Во время снегопада – чем больше задерживаешь снега, тем лучше, пока едешь от старта до финиша, трасса уже засыпана, главное утоптать. После каждого снегопада.

Технология подготовки лыжных трасс

В этой технологии каждый элемент имеет свое предназначение и свой временной интервал.

Что такое колесный блок – он описывает рельеф, делает бугры, уплотняет снег. Какая трасса, основа, такую он и описывает, и получаются бугры. Она жесткая, замерзла, твердая, дальше катать колесным блоком, смысла нет, но есть бугры. Вот тут уже появилась основа, цеплять нечего, пеньки и т.д. все скрыто.

Тогда выходишь и постепенно начинаешь выравнивать резаком трассу. И уже можно получить идеальный стол – качественную трассу.

А многофункциональный укладчик Урал срезает бугры?

У него есть специальные элементы – борона, для этого он и предназначен, именно выравнивания лыжных трасс. Подробнее о резаке

 

С какими моделями снегоходов может эксплуатироваться колесный блок?

Дышло регулируется, в принципе с любыми моделями, данное оборудование и резак, и колесный блок подходит. Именно дышло позволяет закрепить и поднастроить под свой снегоход.

Какие трассы позволяет готовить колесный блок?

По большому счету колесный блок предназначен для уплотнения основы – тропинки в парках, тренерские и зрительские тропинки параллельно лыжной трассе, катания для собачьих упряжек, чтоб не резали ноги, легко и быстро бежали, зимние футбольные поля, уличные массовые мероприятия зимой, тюбинговые трассы. Можно применять везде, где нужно уплотнить снег.

Квадроциклисты конечно беда всех лыжников, потому что по пухлому снегу ехать не могут, зарываются, а по идеально ровной трассе, конечно война идет. Мы предлагаем сделайте себе трассу и гоняйте, а не по лыжным трассам. Мотоциклисты также, приходится потом засыпать трассу, для лыжников это беда. А у нас же дети занимаются, школа Олимпийского резерва, представляете, когда ребенок с горы несется, а там колея. Это просто физически опасно. Сейчас уже стало легче, люди понимают.

— Если говорить о выборе между KF-2 и KF-4 отличия у них по ширине 1400 и 1600 мм? Какой предпочтительно использовать?

Если трасса в лесу, бугристая, то чем меньше тем лучше, больше маневренности нужно 1400 мм. Принципиальной разницы нет, качество трассы можно получить одинаковое. Посмотреть колесный блок 1400 мм

 

Интервью давал конструктор ПКБ «Ski-ma» Сергей Владимирович Фролов